В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Информационная безопасность

Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
1) Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации.
2) Проводятся занятия с учащимися по теме «Безопасность работы в сети Интернет»
3) Установка в ОО программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика (Интернет-Цензор).
4) Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении.
5) Информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
6) Размещение на официальном сайте школы информации по интернет-безопасности, ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.
7) Участие в обучающих семинарах для руководителей, учителей по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Документы
Детские безопасные сайты
- Медиабезопасность (СОИРО)
- ТЫРНЕТ — Детский Интернет ( http://www.tirnet.ru/proxy ) — сетевой инструмент для организации безопасного серфинга детей в сети Интернет.
- securelist.com – энциклопедия информационной безопасности.
- Сетевой этикет — Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Netiquette .
- Проект Антиспам.Ру - http://www.antispam.ru/4user/
- Основы безопасности в Интернете для молодежи - http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - интерактивный курс по Интерент-безопасности.
- CITFORUM http://www.citforum.ru/security/ - информационная безопасность (большое количество материалов по теме).
- Родители, дети, компьютер. «Программа контроля использования компьютера ребенком — КиберМама ™» - (http://cybermama.ru/ ).
- Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания пользователей компьютеров - ( http://www.comp-doctor.ru/ ). Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.
- [Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Комплексы упражнений] (http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/exercise/index.htm ) — Сайт для учителей информатики и не только. Комплексы упражнений физкультминутки.
- Вопросы безопасности — сайт от компании Semantec - http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids .
- Nachalka.com ( http://www.nachalka.com/bezopasnost ) - сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет — они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?» Этому и не только посвящен раздел сайта «Безопасность детей в Интернет» http://www.nachalka.com/bezopasnost .
- http://www.gogul.tv/ - детский браузер Гогуль. Защита детей от нежелательного контета, контроль за интернет-серфингом.
Родителям
- Ухудшение здоровья ребенка
Больше всего от многочасового сидения за компьютером у детей страдают зрение и осанка. Не поможет даже самый удобный стул или кресло, ведь активно растущему человеку необходимо много двигаться. Первую половину дня ребёнок сидит за партой в школе, после обеда сначала делает домашнее задание, потом снова сидит, но уже за компьютером. Сами понимаете, что при таком образе жизни оставаться здоровым очень сложно.
- Интернет-зависимость
Интернет-зависимость - это не естественная зависимость людей, как зависимость от воздуха, воды или еды. В интернете люди обычно ищут то, чего им не хватает в реальной жизни. Чем дети и подростки занимаются в интернете? Согласно исследованиям, большую часть времени (около 78 процентов) пользователи до 18 лет тратят на социальные сети и мессенджеры. Если с общением в реальной жизни у ребёнка нет трудностей, то использование дополнительных средств коммуникации не приведут к серьезным проблемам. Если же у ребёнка есть определённые трудности про живом общении, то лучше обратиться к психологу. Интернет-зависимость - это не причина, а тут выступает не причина, а следствие проблем.
- Просмотр нежелательного контента
Во-первых, речь идет о классическом наборе: порнография, суициды, сцены насилия и жестокости.
Есть и ещё одна категория - онлайн-шопинг. Очень часто во время игры пользователю предлагают что-то купить. И часто бывает непонятно, за что расплачиваться игровыми деньгами, а за что - настоящими. Если карта родителей привязана к компьютеру, где играет ребенок, он может, сам не зная, отдать за игровые бонусы всю родительскую зарплату, и даже не одну.
- Общение с незнакомцами
Не все знакомства одинаково приятны, а к детям легче втереться в доверие, они проще поддаются убеждению, могут запросто рассказать своему виртуальному другу то, что в жизни реальной никогда бы не сказали незнакомцу: номер банковской карты родителей, три цифры CVC/CVV2, которые позволяют совершать покупки онлайн, день, когда семья уедет отдыхать и надолго оставит пустую квартиру, и ещё масса неприятных вариантов.
- Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни
И эта опасность вполне реальна. Опросы показывают: каждый двадцатый ребенок ходит на встречу с людьми, с которыми познакомился в интернете. А как известно, похитители детей, торговцы наркотиками и другие преступники находят своих жертв как раз через социальные сети и сайты знакомств. Конечно, виртуальный знакомый может оказаться и хорошим человеком, но риск нарваться на злодея на таких встречах все-таки очень велик.
Документы
Педагогам
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Информационная справка для подготовки открытого урока/беседы с детьми и подростками на тему: «Информационная безопасность детей в сети Интернет»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования. Образовательные, оздоровительно-образовательные и досуговые учреждения не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование.
По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами.
Классификация Интернет-угроз
Электронная безопасность
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы
Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Спам
Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.
Кибермошенничество
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Контентные риски
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.
Неподобающий контент
В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Незаконный контакт
Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследования
Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к киберзависимости, заражению вредоносными программами при скачивании файлов, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, накомству с человеком с недобрыми намерениями
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- Информация о проблемах безопасности детей в сети Интернет. От компании Microsoft: книга «Безопасность детей в Интернет».
- Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ» - электронное периодическое издание по вопросам информационной безопасности - http://www.infoforum.ru/ .
Дополнительные методические материалы
- Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» ( http://www.content-filtering.ru/ ) — помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.
- Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет ( http://www.oszone.net/6213/ ) - обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (статья, ссылки, материалы).
- Anti-Malware.ru - независимый информационно-аналитический портал по безопасности ( http://www.anti-malware.ru/ ).
- Защита детей от интернет угроз - ( http://www.securitylab.ru/software/1423/ ). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).
- http://nicekit.ru/ -программа родительского контроля. http://www.kidscontrol.ru/ - еще один вариант программы для организации родительского контроля. Сегодня многие из нас встают перед проблемой, как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время и защитить от негативной информации. Эти сайты помогут решить этот вопрос.

